Просто качай
Приветствую Вас, Гость · RSS 09.05.2024, 09:00



  • Тесты и гороскопы
  • Торговая площадка
  • Резюме и вакансии
  • Стать партнером



  • Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0



    Главная » Просто качай » Статьи

    Крейсер ПВО "Ниобе"
     
    «Ниобе» — немецкий крейсер ПВО, переоборудованный из нидерландского бронепалубного крейсера Гелдерланд типа «Холланд», 16 июля 1944 г был потоплен советской авиацией ВМФ Балтийского флота в финском порту Котка. Интересно, что истиной целью налёта советской авиации было уничтожение финского броненосца береговой обороны «Вяйнемяйнен», за который и был принят «Ниобе».
     
    Предлагаю два варианта описаний и сравнений.
     
    1. В монографиях и учебниках по истории военно-морского искусства удар по «Ниобе» считается образцом уничтожения сил флота противника в базах, а в официальном издании Министерства обороны СССР «Авиация Военно-морского флота в Великой Отечественной войне» (1983 г.) имеется такой вывод: «Высокой эффективности удара при минимальных потерях способствовали обоснованный, продуманный до деталей замысел, тщательно разработанное решение, всесторонняя подготовка летного состава и четкое выполнение всеми участниками удара своих задач». Если не вникать в суть вопроса и тем более не сравнивать этот удар с аналогичными действиями на других театрах Второй мировой войны, то, возможно, это и так: задача-то выполнена, корабль уничтожен.
        Но некоторые вопросы все же остаются без ответа. Один из них: не слишком ли много самолетов участвовало в операции по уничтожению устаревшего корабля? Вспомним, как в декабре 1941 г. 98 японских самолетов берегового базирования в считанные минуты отправили на дно Южно-Китайского моря 2 английских монстра — новейший линейный корабль «Принс оф Уэлс» и линейный крейсер «Рипалс», при этом японцы потеряли всего 4 самолета. А зенитное вооружение 2 потопленных английских кораблей не шло ни в какое сравнение с вооружением крейсера «Ниобе»! «Принс оф Уэлс» имел 8 спаренных башенных установок 133-мм калибра, 4 восьмиствольных 40-мм автомата и 4 пусковые установки для 20 170-мм ракет (это было новое вооружение!). «Рипалс» имел 6 120-мм орудий, 3 вось- миствольных 40-мм и 8 20-мм зенитных автоматов, 4 счетверенных 12,7-мм пулемета. Плотность огня этих зенитных огневых средств была высочайшей. Какое тут может быть сравнение с огневыми средствами Котки вместе с пушками «Ниобе»?! Английские корабли имели 102 ствола зенитной артиллерии (без учета ракет), а в районе Котки и на «Ниобе» находилось 63 пушки, из которых только 8 105-мм калибра. Если английские корабли были на ходу, а следовательно, и попасть в них было труднее, то «Ниобе» стоял у причала.
     
       А вот еще один пример. 2 июля 1942 г. 92 немецких самолета за 15 минут в порту Новороссийск потопили лидер «Ташкент», эскадренный миноносец «Бдительный», госпитальное судно «Украина», недостроенный транспорт «Пролетарий», спасательный буксир «Черномор», 3 рыболовных траулера и баржу, повредили крейсер «Коминтерн», эскадренные миноносцы «Сообразительный» и «Незаможник», сторожевые корабли «Шторм» и «Шквал», подводную лодку Л-24, торпедный катер, транспорт и плавдок (немцы сбросили 170 бомб общей массой около 50 тонн). И это при том, что военно-морская база Новороссийск имела мощную противовоздушную оборону: 29 орудий 85-мм калибра, 38 76,2-мм пушек, 4 зенитных пулемета М-4, 29 прожекторов, радиолокационную станцию РУС-2 и 62-й истребительный авиаполк. Воздушное пространство над базой перекрывалось восьмислойным огнем зенитной артиллерии. В противовоздушную оборону входили и зенитные огневые средства кораблей, а это еще более 50 стволов. Но от зенитного огня немцы не потеряли ни одного самолета. Только 3 «юнкерса» сбили советские истребители.
       Не числом, а умением надо побеждать противника, — так учил Суворов, так поступал Ушаков. В связи с этим на заданный вопрос, не много ли самолетов было выделено на уничтожение одного устаревшего корабля, ответ получен из истории. В архивах находится «Отчет по операции уничтожения ББО «Вяйнемяйнен» в порту Котка» (Штаб ВВС КБФ, 1944 г.), на титульном листе которого, по указанию Главного штаба Военно-морского флота, название «Вяйнемяйнен» зачеркнуто, а выше сделана надпись: «Считать крейсер ПВО "Ниобе"».
     
    2. 16 июля 2009 года исполняется 65 лет со дня операции по нанесению удара авиации КБФ по крейсеру ПВО «Ниобе». «Ниобе» - крейсер ПВО, стал самым крупным боевым кораблем, потопленным советской авиацией в годы Великой Отечественной войны.
        Учитывая все возрастающую угрозу от советской авиации, с помощью «Ниобе» решили усилить ПВО Хельсинки и Котки, но служба корабля на новом поприще оказалась очень не долгой.
        12 июля корабль перешел в порт Котка – главную маневренную базу легких сил ВМС Финляндии и Германии в Финском заливе. Командование КБФ сделало вывод, что противник готовится применить крейсер в боях за Выборгский залив.
        Командование флота поставило задачу уничтожить опасный крейсер любой ценой. Атаковать противника можно было только с воздуха. Хотя на подготовку налета было отпущено всего четыре дня, он стал одним из самых тщательно спланированных и организованных в истории советской военно-морской авиации. Непосредственно по цели решили нанести комбинированный удар двумя группами пикирующих бомбардировщиков и одной группой топмачтовиков. Их должны были прикрывать и обеспечивать более 100 самолетов (!), которые вошли в состав следующих групп:   
       
        Блокирование аэродромов и вытеснение истребителей: 16 Ла-5 (4 ГИАП)
        Подавление зенитного огня: 24 Ил-2 (47 ШАП)
        Сопровождение штурмовиков: 24 ЛаГГ-3 (9 и 11 ИАП)
        1-я ударная (пикировщики): 11 Пе-2 (12 ГБАП)
        2-я ударная (пикировщики): 11 Пе-2 (12 ГБАП)
        Демонстративные действия и наведение топмачтовиков: 6 Пе-2 (12 ГБАП)
        3-я ударная (топмачтовики): 4 A-20G (51 МТАП)
        Сопровождение бомбардировщиков: 30 Як-9 (21 ИАП)
        Разведка и фотоконтроль: 6 Як-9 (15 ОРАП)
       
        Согласно плану, топмачтовикам предстояло нанести удар 16 июля в 17.00 («Ч»). При планировании был четко определен порядок взаимодействия всех групп. За 10-8 минут до «Ч» в район цели выходили Ла-5; за 8-6 минут штурмовики начинали обрабатывать береговые зенитные батареи, за 7 минут появлялись пикировщики.
        В день проведения операции самолеты поднялись со своих аэродромов. Полет по маршруту проходил без противодействия противника тремя основными группами. В 16.52 нанесли удар штурмовики 47-го ШАП. В результате четыре береговые батареи были полностью подавлены, а огонь остальных значительно ослаблен. Затем в дело вступили 22 пикировщика 12-го ГвПБАП. С высоты от 3000 до 2000 м они сбросили по кораблю 44 ФАБ-250 и столько же ФАБ-100. Экипажи наблюдали 4 прямых попадания и 12 близких к цели разрывов. Через 5 минут отбомбилась шестерка Пе-2 демонстративной группы, сбросившая по 8 ФАБ-250 и ФАБ-100. Она также добилась прямых попаданий, хотя от нее, прежде всего, требовалось удерживать зенитки в поднятом положении перед атакой топмачтовиков, которые как раз выходили на цель. Ровно в 17.00 три А-20 на скорости 500 км/ч сбросили 6 ФАБ-1000 с высоты 30 м. По докладам истребителей прикрытия, две бомбы угодили в корму и среднюю часть цели, над которой поднялся высокий столб черного дыма. Ведущий второй пары топмачтовиков доложил, что потопил транспорт водоизмещением в 6000 т. Из 132 самолетов, принимавших участие в операции, был сбит лишь один А-20. Авиация противника в воздухе вообще не появилась, и советским истребителям в бой вступать не пришлось.
       Итак, авиация Балтфлота провела блестящую операцию, однако потопила вовсе не тот корабль. Несмотря на фотоснимки, полученные до, в момент и после удара, штаб ВВС КБФ до 1947 г. был уверен – на дно удалось пустить именно финский броненосец «Вяйнемяйнен», что не опровергали и сами финны. Да и материальное подтверждение этой значимой победы было налицо: на подходе к Котке из воды торчали мачта, верх трубы и мостик крупного корабля. Но неожиданно авиаразведка обнаружила на одной из якорных стоянок целый и невредимый броненосец. Разразился тихий скандал, ведь слишком многим высоким чинам надо было отвечать за получение наград. (До сих пор ходит флотская байка о неком балтийском летчике, которого в 1940 и 1944 гг. наградили за потопление «Вяйнемяйнена», а в 1947 г. – за его обнаружение). От греха подальше финны поспешили передать злосчастный броненосец в счет репараций, после чего он еще долго находился в составе КБФ под новым названием «Выборг».
     
     
    Категория: Статьи | Добавил: Costarew (04.05.2013)
    Просмотров: 2456 | Теги: Вяйнемяйнен, Финский, Крейсер, обороны, германский, броненосец, ниобе, береговой, пво, немецкий | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Бесплатный хостинг uCoz
    Rambler's Top100